2014-03-12

Восхождение на вершину Аспаиринг

Вершина Аспариринг - 21ая по высоте гора в Новой Зеландии. Все остальные самые высокие 20 вершин находятся вокруг горы Кука, а эта стоит отдельно, высокая и красивая. Ее еще иногда называют новозеландским Маттерхорном. Высота 3033 метра. Находится в цепи Южные Альпы. Мы давно уже планировали зайти на нее. И вот, в первую неделю марта мы осуществили свой план. Далее отчет с большим количеством фото.

Для тех, кто захочет повторить, наш маршрут на карте:

Поход у нас как всегда начинается от колледжа. Выезжаем не рано, в 9ом часу утра. Национальный парк горы Аспаиринг находится на берегу озера Ванака, где мы делали небольшой поход на Рождество. Ехать туда часа 4. Первый ходовой день планируем короткий.

Максим вел машину первые часа полтора. У него уже неплохо получается.

Традиционно позавтракали с видом на гидроэлектростанцию в Клайде. Это где-то полпути.

Доехали до Ванаки, там свернули в долину реки Матукитуки. По долине проехали еще километров 30 по гравийной дороге до последней парковки. Дальше дороги нет. На этой стоянке мы оставили нашу машину на 5 дней.

Выдвигаемся часа в 4 дня. Погода не ахти, накрапывает мелкий дождик. Но мы очень надеемся, что на восхождение погода улучшится. Если нет, то у нас есть 2 запасных дня, будем дожидаться хорошей погоды.

До нашей первой ночевки всего 8 километров совсем без набора высоты, 2 часа хода. Это часть маршрута очень популярна. Отсюда также идут боковые маршруты к леднику Роб Рой. Первая ночевка в домике Аспаиринг. Все домике в этой долине принадлежат не департаменту сохранения природы, как все остальные домики, в которые мы были в других походах, а альпинистскому клубу Новой Зеландии.

Домик очень комфортабельный. Газ, туалет со смывом, печка, и даже есть лампочки, работающие от солнечной батареи. Мне очень понравились эти большие панорамные окна, поэтому мы сделали много фоток.

Релаксируем.

На утро немного распогодилось. Вид на домики и на долину в ту сторону, куда мы пойдем. План на сегодня дойти до следующего домика с романтичным названием Фрэнч (французский). Сначала часа 2 по долине без набора, а потом на хребет. Набор высоты - примерно 800 метров.

Вид на долину в сторону парковки.

До приезда в НЗ мы и не знали, что существуют попугаи, которые живут не на пальмах, а возле вечных льдов. Единственный в мире такой вид Кеа обитает здесь в Южных Альпах. В долине Матукитуки их много. Встретили несколько на тропе. Попугай очень любопытный, подобрался ко мне на расстояние 1 метра. Снаружи невзрачный, пыльно-зеленый. Зато внутренняя сторона крыльев  у него алая. Алые подкрылки видно, когда он пролетает сверху. Размером с маленькую курицу. Эти попугаи своими мощными клювами легко разбирают оставленные без присмотра ботинки и рюкзаки на составные части. Поэтому во всех домиках висят плакаты с предупреждениями о них.

Продолжаем движение по долине в сторону Pearl flat. Около Pearl flat нам нужно перейти реку Матукитуки и начать подъем по хребту Френч.

Поднимаемся по хребту. Чудный вид на долину. Время от времени начинает идти снег.

В домике Френч первыми нас встречают попрошайки-Кеа. Они парят над нами и скрипуче так кричат: "Кеа!... Кеа!...". Парочка на водосборном баке.

Кроме нас в домике еще одна китаянка. Но она на следующее утро собирается вниз. Здесь уже довольно холодно. Градусник показывает 5 градусов. Надели на себя все, что было.

В домике Аспаиринг, в котором мы были вчера, живет рейнждер. Он предупредил меня, что в 8 вечера надо с ним связаться по радио, чтобы получить прогноз погоды на следующий день и доложить обстановку. Удобненько.

Длинное и не очень интересное видео. Но в начале там живые Кеа.

На следующий день нам нужно пройти через ледовый перевал Quaterdeck и выйти на ледник Bonar, пересечь его и дойти до следующего домика Colin Tod. Поскольку предстоит идти по льду, выходим с рассветом, в полседьмого утра. По льду лучше пройти рано, пока он не сильно подтаял на солнце. Покидаем домик.

День обещает быть приятным, хотя дует сильный холодный южный ветер.

За моей спиной на фото ниже нижняя часть нашего перевала. С конца зимы и до середины лета он обычно покрыт снегом и проходится легко, ногами без особого снаряжения. Но за лето снег стаивает, а лед покрывается глубокими трещинами. В конце лета иногда бывает, что его вообще нельзя пройти. Мы заранее позвонили в местную тур. фирму, которая предоставляет гидов для восхождения на Аспаиринг. Они нам сказали, что перевал пройти еще можно, но не сказали как. 5 часов мы проблуждали среди трещин на довольно коротком участке пути, пока не нашли дорогу. И все это время на сильном холодном ветру. В результате нижнюю часть прошли слева, вдоль скал. Там довольно крутой ледовый подъем. Шли в кошках, приходилась вкручивать в лед буры и страховаться веревкой. Потом под глубоченным бергшрундом прошли на правую часть и обошли бергшрунд по скалам вдоль обрыва.

Фотографий всего этого не будет, потому что было совсем даже не до фотографий. В какой-то момент, выкручивая замерзшими руками очередной бур изо льда и вытирая сопли на порывистом ледяном ветру, я думала, что не осилю. Осилила.)

И вот мы уже на перевале. Открывается волшебный вид на ледник Bonar и на вершину Аспаиринг. Левое ребро называется северо-западным. По нему мы и будем подниматься.

Несколько панорам с перевала. Слева внизу на "мысу" находится домик Френч. Справа ледник. Посредине видно сам перевал.

Фото перевала покрупнее.

Еще видео на леднике от Максима.

По леднику идем в связке (связанные веревкой друг с другом). Если один из нас случайно упадет в трещину, то другой должен тут же упасть на лед и попытаться затормозиться с помощью лыжной палки, потом ввинтить бур, закрепиться и вытащить второго.

Первая часть ледника была закрытая, то есть трещин не было видно под слоем снега. Но мы ни одну закрытую трещину не встретили. Может, их там и нет. А во второй части началась красота. Огроменные трещины, такие что хоть фонарикам вниз свети, дна не увидишь.

Фух. Добрались до домика. Из домика открывается отличный вид на вершину, как раз на наше северо-западное ребро. А супчик уже на подходе.

В этом домике мы провели три ночевки вдвоем. У домика интересная история. Назван он в честь известного довоенного альпиниста Колин Тода. Колин Тод умер в аварии на мотоцикле в возрасте 28 лет. Экстремал был. Домик решили поставить годах в 60-х. Но сначала по ошибке закинули вертолетом детали не в то место, метров на 100 ниже, чем нужно. Материалы провалялись так несколько месяцев, потом добровольцы вручную перетаскали детали в нужное место. Старый домик простоял несколько десятилетий, пока его совсем не расфигачило ветром.

В 1998 но его место решили поставить новый домик. Домик собрали внизу в Ванаке, потом нарезали, как колбасу на 6 частей, подняли на верх и собрали снова.

В каждом домике есть книга регистрации туристов. В этой книге нужно записываться и описывать свой маршрут. Если турист пропадает, то его ищут с помощью этих книг. Судя по книге, последние туристы здесь были где-то неделю назад. Это были туристы с гидами. Их сюда забросили на вертолете. Кстати, заброска на вертолете и подъем на вершину с гидом стоит 100 000 рублей или 4000 NZD. После них в домике остались свежие овощи - невиданная роскошь для высокогорной ночевки. Температура в домике как раз совпадает с температурой в холодильнике, так что овощи хорошо сохранились. Нам было приятно. Вообще в домике много всякой оставленной не портящейся еды, крупы, орехи и др.

Наблюдаем красивый закат. Но это только выглядит все так безмятежно. На самом деле фигачит почти ураганный ветер, 90 км/ч. Эту ночь я спала в берушах, чтобы не слышать завывание ветра, но домик трясло так, что я чувствовала себя как в плацкартном вагоне.

Кивосы - очень аккуратные люди. Даже в самой труднодоступной попе мира они поставят туалет.

Наблюдаем закат из окна.

Первая попытка восхождения. На кануне нам передали, что к утру ветер должен стихнуть. Ветер не стих, но мы все равно вышли в 6 утра, понадеявшись, что ветер стихнет в ближайший час. Ветер было все еще очень и очень сильный. Было страшно, что меня просто подхватит ветром и скинет в пропасть. Поднялись метров на 300 и решили вернуться обратно. Так выглядела вершина с того месте, где мы повернули назад.

Вернулись в домик в 9 часов утра, прилегли поспать на пару часов. Просыпаемся. Звенящая тишина. Ни намека на штормовой ветер. Полный штиль и ясно. Идеальная погода для восхождения, но выходить уже поздно. Надеемся, что завтра погода будет такая же.

Максим пьет кофе на деревянной террасе перед домиком.

Это Максим наваял что-то  такое в Пикасса. (Это Пикаса сама автоматически колажи делает, когда видит, что фотографии можно склеить. Максим)

Аспаиринг, Колин Тод и я.

Пять утра. Варю кашу. Свет от солнечной батареи. Завтрак перед восхождением. Кошки лежат наготове.

Первые лучи солнца.

Наш маршрут хорошо просматривается на фото снизу. Сначала идет узкий хребет с жандармами, высокими каменными столбами, которые нужно облазить сбоку. В некоторых местах толщина хребта не превышала полметра, а влево и вправо отвесные сбросы на 200 метров. В 7 утра на некоторых камнях была наледь. Пробираться по хребту было страшно.
Спускаться было намного проще, потому что днем наледь растаяла. За жандармами находится контрфорс - это такая большая шишка, которую поверху не пролезть и сбоку не обойти. Приходилось пробираться лазаньем по почти вертикальной стеночке. Зимой или весной, когда еще много снега, жандармов и контрфорс можно обойти справа по леднику. Этот маршрут называется рампа и он проще. Хотя там на спуске гибнет много людей, потому что расслабляются и срываются на мягком снеге. Но сейчас там снега нет вообще, так что это не наш вариант.

Перед контрфорсом. Домик на фото в левом краю на скальной шишке, в которую, закругляясь, спускается ребро.

На контрофорсе одеваю кошки перед тем, как пересечь снежник.

Снежничек. Горизонт на фото не завален.

После контрфорса начинается хайвэй - очень простой, некрутой, длинный подъем. До вершины 2 часа ходу. С погодой нам очень-очень повезло. Тепло, штиль, загорать можно, хотя по прогнозу обещали облачность.

Вид на ледник Терма, весь изрезанный трещинами.

Последние метров 50 поднимаемся на кошках на снежно-ледовый купол на вершине.

Вершина совсем близко.

Ура!!! У нас получилось!

Подъем занял 6 часов. Спуск - 5 часов.

У Максима от счастья тряслись руки и горизонт немного завалился.

На спуске начали собираться обещанные облака, но нам это было уже не страшно.

Приятные вечер с книжечкой и приятным чувством от выполнения задуманного.

Осталось спуститься обратно. На следующий день опять выходим с рассветом. Спускаться решили через перевал Bevan Col. Перевал простой, но нет хороших описаний, где именно там нужно идти. Сонная Маша.

О! Уже немного проснулась.

Бросаем последний взгляд на северо-западное ребро Аспаиринга, по которому вчера поднимались.

Спуск был довольно простой. Только в одном месте пришлось дюльфернуть немного.

И вот мы опять в долине Матукитуки.

Почти весь поход Максим носил фотоаппарат и фотографировал меня. Так что вы уж, наверное, и забыли, как он выглядит.

11 часов ходу и мы опять на парковке. Ужасно рада. Наконец-то можно снять ботинки. Предвкушаю вкусный ужин.

Ритуальный заплыв в Ванаке.

И кульминация похода - вкусный ужин.

За кадром остались 5 часов дороги обратно в темноте и под дождем, которые показались мне вечностью. В 2 часа ночи мы были уже дома.

Занавес!

8 комментариев:

Какие вы молодцы!

Анонимный комментирует...

Как говорит моя дочка - супер дупер классно. Как разбогатею, жену с детьми пошлю на фиджи, а сам на ЮО :)
Сколько там в Вонаке градусов в воде - 15?

Лена, спасибо!))

Алексей, да, наверное градусов 15. Освежающе!)

Анонимный комментирует...

Ребята, вы клёвые. Я тоже так хочу научиться=)

Лена комментирует...

Здорово!
Максим водил группы, а теперь водит жену.
Женщине "научиться этому" мало. Нужно чтобы рядом был правильный мужчина.
Пусть желания и возможности будут всегда!

Unknown комментирует...

Ребята Вы молодцы - спасибо за интересный и подробный рассказ!

Анонимный комментирует...

Просто невероятная красота, и домики эти игрушечные в таких, казалось бы, недоступных местах! Вы большие молодцы, как бы так научиться хоть даже не на ледники лазить, а просто в поход по лесу :)

Unknown комментирует...

Спасибо, Аня. В НЗ есть так называемые Great Walks. Это очень простые маршруты на 3-4 дня с домиками. Пройти их могут даже совсем новички. А места очень красивые. В США наверняка есть что-то подобное. Вам бы вот такое попробовать. Или приезжайте в НЗ - вместе куда-нибудь сходим.